Одигитриевскя Церковь В Селе Илинском
Добавлено irina62, 2 Август, 2011 - 04:38

Возрождение России
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Ф.И.Тютчев

Странные мы люди, русские: то разрушаем всё «до основания», что веками было дорого, то пытаемся то же самое «возродить из пепла»… Особенно обидно за культуру - духовную составляющую России.
К этой области относится и вера. Каким жестоким гонениям она подвергалась при советской власти! Сколько храмов было разрушено на земле русской! Сколько верующих людей истреблено! А не удалось советской власти уничтожить то, без чего не может существовать народ. И вера сохранилась, и церкви сегодня вновь строятся или восстанавливаются на старых обломках силами простых людей, которые заботятся о будущем России.
Хочу поделиться с читателями своими воспоминаниями о помощи московских студентов женскому монастырю в восстановлении маленького храма в Костромской области и о человеке, который вкладывает немалую лепту в духовное возрождение нашего Отечества.
В июне 2011 года четырнадцать студентов Строительного колледжа №26 города Москвы во второй раз отправились в волонтёрскую поездку в село Ильинское, которое расположено недалеко от маленького провинциального городка Нерехта, что Костромской области. Ехали мы туда с определённой задачей: продолжить восстановление Одигитриевской церкви, построенной в 17-19 веках. Помогать местному женскому монастырю в реставрации церкви мы начали ещё в прошлом году, много тогда сделали внутри храма (в основном это были отделочные работы), а в 2011 году нам предстояло продолжить начатую реставрацию.
Помню мои первые впечатления от прошлогодней поездки. Я вовсе не сентиментальный человек, но, поверьте, плакать хотелось от того, что осталось от некогда большого села, больно было смотреть на заброшенные поля, развалившиеся коровники, заколоченные дома... А ещё вспоминаю местных жителей. Их было немного, но у всех на лицах было написано немое удивление: и что понадобилось молодым москвичам в этакой глухомани?
Церковь, в которой нам предстояло работать, тоже производила впечатление осиротелой дочери этих заброшенных мест: обшарпанные, почти чёрные стены, прокопчённые своды (местные жители здесь жгли костры при советской власти, когда с религией нещадно боролись).
Но нашёлся в Нерехтском районе человек, который не смог равнодушно пройти против медленно умирающего храма. Инициатором возрождения церкви стал духовник Успенской Тетеринской пустыни иеромонах Антоний (Бутин).
Об отце Антонии хотелось бы рассказать особо. Невысокий, черноволосый, неизменно в длинной коричневой (или чёрной) рясе, он был постоянно рядом с нами, подсказывал, как надо сделать то или другое, помогал (у него просто золотые руки – так много он умеет!), интересно рассказывал об истории храма и местного края. Мы его по-настоящему полюбили за время общения, он стал для нас духовным наставником. Отец Антоний (кстати, по своему происхождению он вовсе не местный - родом из Иркутска) стал инициатором настоящего духовного возрождения этого края. Под его руководством получила новую жизнь Богоявленская церковь в Нерехте, построена часовня в Тетеринском, неподалёку от монастыря, началось возрождение церкви в селе Ильинском. Отец Антоний изучает историю этих мест, пишет книги, статьи. Он спит по 3 часа в сутки, остальное время посвящает Богу, монастырю и людям, которые каждый день приходят на службу. А ещё – вокруг него всегда много молодёжи. Видно, что местные ребята доверяют ему, им интересно общаться с этим замечательным человеком. Любви и внимания батюшки хватает всем: и старым, и молодым.
Именно отец Антоний предложил настоятельнице Успенской Тетеринской пустыни устроить при храме в Ильинском небольшой скит — монастырское подворье. Игумения Феофания согласилась и обратилась за благословением к правящему архиерею. С этого времени началось возрождение храма...
Силами отца Антония, сестер монастыря и паломников из храма был вычищен мусор, перекрыта крыша, восстановлены купол с крестом, металлические решётки на окнах. А нам предстояло начать внутреннюю отделку храма.
Работа предстояла большая: необходимо было оштукатурить внутренние помещения. Мы с усердием взялись за работу, потому что понимали, что эта церковь нужна людям. Не секрет, что здесь живут преимущественно люди старшего поколения, ближайшая церковь находится в 10 километрах от села, а автобус ходит всего три раза в неделю.
За время первой нашей волонтёрской поездки мы выполнили всю запланированную работу. А уже в августе 2010 года в храме состоялась первая служба. Трудно было передать нашу радость, когда мы узнали об этом.
И вот наступило лето 2011 года. Мы вновь отправились в дорогу. Некоторые ребята приняли участие в этом благородном деле уже во второй раз, остальные поехали в Ильинское впервые, но все мы были воодушевлены одной идеей - продолжить дело, начатое в прошлом году.
Хочется отметить, что среди участников волонтёрской проездки были не только православные христиане, но и мусульмане. Ниазбаев Наиль и Аюпов Айдар тоже решили нам помочь и внесли немалую лепту в дело восстановления церкви. Они так же добросовестно работали во время реставрации, как и мы, душу вкладывали в каждое порученное дело. И за это им отдельная благодарность.
Летом 2011 года мы успели не только много полезного сделать для храма, но и собрали богатейший материал об истории церкви, в реставрации которой принимали участие.
Из рассказов отца Антония мы узнали, что Одигитриевская каменная церковь в селе Ильинском была возведена в 17-19 веках. Точной даты постройки, к сожалению, не сохранилось. Строителями этого храма были выходцы из крепостных крестьян Токмачевы, получившие дворянские звания за ратные подвиги на поле брани в Семилетней войне с Пруссией. Первоначально Токмачевыми была построена каменная часовня в старом русском архитектурном стиле. Эта часовня была посвящена списку с прославленной в 1635 году после моровой язвы в городе Шуе чудотворной иконы «Смоленской Одигитрии». Позже, в 19 веке, часовню перестроили в небольшой приходской храм.
Документы, найденные в Костромском архиве, свидетельствуют о том, что было три основных родовых линии Токмачевых. Первая линия - Максима-Мая, потомки которого и владели селом Ильинским; вторая линия – Забелы; и третья линия – ярославских Токмачевых.
В XIX веке все три линии в мужском роде пресеклись. Родовые села Токмачевых - Аристово, Ковалево, Ильинское - находились вблизи Нерехты. В Ильинском, возле оврага, в 19 веке стояла старая усадьба, которая со временем обветшала и разрушилась. Лишь вековые липы напоминают сегодня о её местонахождении. А село так и называлось в официальных бумагах: «Ильинское Токмачевых», построенный же храм - «Богородская Ильинская церковь Токмачевых».
Интересно, например, что помещики Токмачевы «прославились» еще в начале 18 века по одному громкому делу. Сергей Федорович Токмачев, выйдя с военной службы, со своим племянником, Егором Яковлевым, занялся грабежом проезжавших купцов и их обозов с товарами. По этому делу было собрано много жалоб на имя императора Петра I, но Токмачев так ни разу и не был подвергнут суду. Очевидно, Токмачевы в большинстве своем не отличались уживчивостью и добрым нравом: так, известно, что ещё один представитель этого рода, В.А. Токмачев, за жестокое обращение со своими крепостными был осужден и заключен в тюрьму. Есть предание, что на Ильинском кладбище, под старой липой, похоронен ребенок, растерзанный одним из господ Токмачевых.
Родной брат Сергея Федоровича, Яков Федорович, «садовых дел отставной ученик», был в царствование Петра Великого в числе придворных и занимался устройством парков и садов в Петергофе и других местах пребывания царя.
Сын Якова Федоровича – Матвей Яковлевич - был моряком. После 25 лет военной службы он вышел в отставку в чине констапеля морской артиллерии. За примерную службу Матвей Токмачев поучил от государства в награду дворянство и имение - деревню Насонки. (Д.Ф. Белоруков. Деревни, села и города Костромского края. Кострома 2000. С 251. Так же: ГАКО Фонд 121,122 Архив Белорукова Д.Ф.) После отставки Матвей Яковлевич с женою здесь и поселился. Здесь родились его сыновья Лука (1752 года рождения) и Павел (1764 года рождения). Скончался М.Я. Токмачев в 1777 году.
Лука Матвеевич после отставки из флота в 1775 году с чином лейтенанта был заседателем Земского суда в Костроме. Дочь Луки Матвеевича, Авдотья Лукинишна, в 1811 году вышла замуж за Н. И. Прохорова.
Николай Иванович Прохоров в 14 лет поступил на военную службу. Через два года он стал унтер-офицером. В 28 получил чин поручика и право потомственного дворянства. В 1819 году по болезни он уволился от государственных дел и занялся хозяйством в своем имении. На 78 году жизни Николай Иванович Прохоров постригся в монашество в Николо-Бабаевском монастыре, где прожил 10 лет, и лишь перед своей смертью вернулся в свое имение. На кладбище села Ильинского была могила с трогательной эпитафией: «Николай Иванович Прохоров, коллежский советник, умер 14 октября 1854 года. Монах монастыря Никола-Бабайки, был в монашестве 10 лет. Сын его, Николай Николаевич, умер 18 января 1908 года.
О, други!
Земная жизнь – мгновенье.
Спаситель наш, вонми мольбам,
Прости нам наши согрешенья и скажи:
«Верь, надейся и люби,
Молись, покайся и умри
И двери райские отвори».
Будучи глубоко верующим человеком, Николай Иванович много сил отдавал реконструкции своего родового храма. Древняя часовня была расстроена, возвели новые алтарь и трапезную, позже к ним пристроили колокольню. Получился небольшой уютный храм, богато украшенный иконостасом, святыми иконами, настенной росписью и дорогой утварью. Необычен шпиль колокольни. Он был очень высок и похож на шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.
Самой драгоценной в храме была древняя Шуйская-Смоленская икона Богородицы. На ней была серебряная вызолоченная риза с драгоценными камнями.
Во второй половине 19 века за состоянием храма следили также и священники, несущие в нём службу. Так, мы нашли документы, в которых рассказывается о священнике отце Александре Стефановиче Андроникове. В некрологе, написанном после его смерти, в частности, отмечалось: «Отличный проповедник и исправный служитель, он скоро успел заслужить доверие своего прихода. В один год он устроил, с согласия прихожан, для священника скромный, но очень приличный церковный дом, вместо невозможного для жилья старого. Приходский свой храм очистил от несвойственной ему пыли и грязи, поновил и, где следует, устроил новую живопись. При его стараниях ветхая ризница заменилась очень приличною новою, на святой престол приобретено было новое Евангелие в серебряном окладе, в 240 рублей, что уже роскошь для такого малого прихода. Что касается даже мелких вещей, вроде пелен на престоле и жертвеннике, самых облачений на них, даже платка для приобщения Святых Таин – на приобретение всего этого он умел найти средства и все было приобретено покойным новое, хотя недорогое, но очень приличное. Приятно было войти в его храм: все чисто, всякая вещь на своем месте, небогатая библиотека в порядке - одним словом, сразу виден заботливый хозяин, пекущийся о доме Божием. Нынешнею весною им снова найдены были средства для прочистки риз на иконах, очистки от пыли и покрытия лаком потускневших иконостасов. Эти заботы о благолепии своего храма были так сильны в почившем, что даже на смертном одре не покидали его: за несколько часов до смерти он рассказал своему тестю о некоторых неисправностях, замеченных им в работе мастеров, очень сожалея, что последние без него уже не с должным вниманием будут относиться к своей работе. Так усерден был отец Александр к своему приходскому храму…» (Священник отец Александр Стефанович Андроников (некролог). // Костромские Епархиальные ведомости. – 1894. - № 16. (Отдел II.Часть неофициальная). – 15-го августа. – С. 322 – 332).
Но вот наступил 20 век, который не пощадил Ильинский храм. Были раскулачены дворяне Прохоровы-Токмачевы. В 1934 году арестован священник Александр Васильевич Алин вместе со своею матушкой. Их дом экспроприирован. Церковь закрыли, сбросили колокола, описали утварь. Все иконы сельчане унесли по своим домам. В храме было устроено зернохранилище.
В 40-е годы солдатами военной части, приквартированной в селе Левашово, была по кирпичику разобрана церковная ограда.
Большой урон нанес зданию храма ураган 1965 года. Порывом ветра были снесены церковный шпиль и купол. Ветром оторвало множество железных листов церковной кровли. Когда развалился Ильинский колхоз, жители Ильинского стали разъезжаться. Здание церкви было заброшено. В храме жгли костры, из-за чего погибла вся настенная роспись. Казалось, что храм погиб безвозвратно.
Жительница села Ильинского, Валентина Михайловна Шалыгина, вспоминала, что еще в детстве ей приснился сон: будто начинается крестный ход на Пасхальной заутрене, а из храма под пение молитв выходит много монахинь с хоругвями, иконами и крестами. Этот сон сбылся спустя 75 лет.
Да, сегодня в храме уже идут службы, несмотря на то, что он восстановлен ещё не до конца. Вера понемногу возвращается в сердца людей. Невольно вспоминаю слова Д.С.Лихачёва: «Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают... Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности — нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего.
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит намять о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране… Хранить память о других — это оставлять добрую память о себе». (Лихачев Д.С. Русская культура. — М.: Искусство, 2000. — С. 159—173)

Список литературы.
1. Д.Ф. Белоруков. Деревни, села и города Костромского края. Кострома 2000. С 251. Так же: ГАКО Фонд 121,122 Архив Белорукова Д.Ф.
2. Священник отец Александр Стефанович Андроников (некролог). // Костромские Епархиальные ведомости. – 1894. - № 16. (Отдел II.Часть неофициальная). – 15-го августа. – С. 322 – 332.
3. Лихачев Д.С. Русская культура. — М.: Искусство, 2000. — С. 159—173.

( Категории: Усадьбы )