императрица Мария Фёдоровна (1847-1928)
Все они находились под большевистской стражей и не были убиты лишь благодаря преданности, уму и ловкости начальника стражи моряка Задорожного, который лишь прикинулся большевиком.
По миновании опасности императрица Мария Федоровна переехала в имение великого князя Георгия Михайловича Харакс, рядом с Ай-Тодором. Ее охранял конвой из белых офицеров. Великая княгиня Ксения Александровна с семьей вернулась к себе в Ай-Тодор. Великих князей Николая Николаевича и Петра Николаевича с их семействами в Дюльбере охраняли также белые офицеры.
Харакс
<текст + 16 фото>
Прекрасное имение было летней резиденцией великокняжеского семейства, в котором они отдыхали практически каждый год. До наших дней сохранились оригинально выполненные дворец и свитский корпус, построенные в стиле швейцарских шале с черепичными крышами по проекту архитектора Н. П. Краснова в 1904-1908 годах. От площадки перед усадьбой к морю ведет широкая каменная лестница, до сих пор сохранилась «античная беседка».
Усадьбы Крыма
Анализируя содержание более 120 листов архивных материалов Харакса, можно составить полное представление об этом некогда процветавшем уголке Крыма, выстроенном и украшенном известным архитектором Н. П. Красновым в 1902—1913 гг. в новомодном стиле шотландских вилл. Одна опись убранства Большого и Малого дворцов занимает около 50 рукописных страниц. Вестибюли и кабинеты украшались английской мебелью классических образцов. В спальнях и будуарах стояли гарнитуры карельской березы. Белая эмалевая мебель размещалась в столовой. Согласно общепринятым представлениям о европейском уюте и комфорте, сложившимся в начале ХХ в., тут имелось огромное количество керамической посуды; специально заказанные на лучших заводах России и Европы фарфоровые и фаянсовые сервизы. Например, датский фарфор с надглазурной росписью палевых тонов на сюжеты флоры и фауны, целый «зверинец» на вазах, тарелках, блюдах в виде отдельных фигур птиц, рыб и зверей. В Хараксе имелась замечательная коллекция оригинальной графики — множество рисунков и акварелей современных художников: В. Васнецова, И. Прянишникова, Е. Бем, Мари и Альберта Стевенсов.