Демьяново
Добавлено admin, 26 Декабрь, 2005 - 16:07
История и Владельцы Наумовы, Голицыны, в 1807г. А.А. Полторацкая, Мертваго, Танеев.
Местоположение Вошла в черту города Клин. в 3 км от центра г. Клина на юго-восток.
Исторические Личности А.С.Пушкин, ученый А.И. Воейков, П.И. Чайковский, А.М.Васнецов, А.Белый, С.И. Танеев, А.Н.Скрябин, К.А.Тимирязев. Императрица Екатерина II, Александр I и другие представители царского рода.
Достопримечательности Руинированные главный дом и садовый павильон, Успенская церковь 1746 г., старые надгробия, заброшенный парк

Ссылки:


   
Усадьба Демьяново, Московской области в опастности
Добавлено demyanovo, 10 Январь, 2007 - 20:41

Усадьба Демьяново – это замечательный памятник русской архитектуры XVII – XIX веков, расположенная в черте Клина, усадьба известна с 1624 года. Ее владельцами в разные годы были: Благово, Колычевы, Арсеньевы, Наумовы, Римские – Корсаковы, Полторацкие, Мертваго, Загоскины, Танеевы. В 1785 году в усадьбе гостила Императрица Всероссийская Екатерина II, с будущим императором Александром. Летом 1811 года в Демьянове, проездом в Петербург, гостил Василий Львович Пушкин, который вез своего племянника Александра Сергеевича Пушкина для поступления в Царскосельский лицей. В 1817 году в усадьбу приезжала вдовствующая императрица Мария Федоровна. Часто в Демьяново жил Сергей Иванович Танеев – композитор ученик Петра Ильича Чайковского и брат последнего владельца усадьбы, часто летом отдыхали: писатель Андрей Белый, народная артистка Мария Николаевна Ермолова, писатель - сатирик Салтыков – Щедрин, Г.А. Джаншиев, писатель М.Н. Загоскин, Т.П. Пасек, климатолог А.И. Воейков, А.А. Алябьев, С.Т. Аксаков, философ И.С. Соловьев, семья музыкантов Гнесиных. В усадьбе располагалась знаменитая лаборатория академика Тимирязева в которой он работал с 1900 по 1917 годы. Известный художник Аполлинарий Михайлович Васнецов отдыхал и трудился в «Демьяновской мастерской» (в летние месяцы) с 1902 по 1917 год: «…я думал, что Демьяново – это и есть рай на земле. А должно быть, это так и было на самом деле» - вспоминал сын великого художника.
На погосте возле храма имеются мемориальные захоронения семьи Чайковских (родные братья композитора Модест и Ипполит, племянники), семьи Танеевых, брат писателя М.Н. Загоскина, защитник Порт-Артура, купцы и духовенство города Клин.
С 1991 года Усадьба Демьяново является филиалом государственного Дома – музея П.И. Чайковского. До сих пор совершенно не ясно, где проходят границы «памятника», охранной зоны, а так же зоны регулируемой застройки.
Просим вас принять срочные меры по защите, уникального архитектурного, исторического, ландшафтного памятника «Усадьба Демьяново» от культурной и материальной катастрофы.
На сегодняшний день в планах местных чиновников захват земли с целью использования ее то ли под строительство коттеджей, то ли под местный «Лас-Вегас».
Все жители города Клина, имеющие свою гражданскую позицию, прихожане Успенского храма в Демьяново, потомки владельцев и знаменитых гостей Усадьбы Демьяново, общественные организации не только огорчены, но просто возмущены складывающимся положением дел.
До революции 1917 года усадьба Демьяново была более 1000 гектар земли (туда входили: Демьяново, Сохино, Горки, Стреглово, Акулово, Бородино, частично река Сестра, кашеварово болото, лес «зверинец», два парка «старый» - пейзажный и «новый» регулярный, каскад переливных прудов, многочисленные дачи, трех этажный дворец, флигеля, мельницы, хозяйственные постройки, опытные и сенокосные поля, лаборатории, конюшни, фабрика, яблоневые сады, гроты, (есть предположения, что в XVIII веке в усадьбе были; фонтаны, галерея, театрум, усадебные увеселения и шутихи того времени) и т.д.). До нашего дня от Усадьбы сохранилось всего около 7% (это 76 гектар охранной зоны в том числе 38 гектар собственно памятника).
Если планы чиновников будут воплощены то от Усадьбы останется 20 гектар (куда войдет Церковь, кладбище, Церковно – приходская школа, противотуберкулезный диспансер и собственно остатки построек усадьбы которые попадают на отведенную территорию), а это уже меньше 2% от Уникального культурного, исторического, ландшафтного памятника (жемчужины нашей страны и Подмосковья).
Поторопитесь, пожалуйста, а то будет поздно. Кстати, уже оформляется межевое дело на земли усадьбы с целью «законного» дележа усадебных земель.

С надеждой на скорейшее содействие,

По поручению «Общества друзей Усадьбы Демьяново»
Президент НО Благотворительного Фонда
«АРХИТРИКЛИН»
Петр Липатов

воспоминания
Добавлено demyanovo, 10 Январь, 2007 - 20:31

Демьяново, которое помнится.

События 30-летней давности, дела не столь давно минувших дней.
Студентки союзных консерваторий, как награду, получившие возможность приехать на практику в Дом-музей П.И.Чайковского в Клину, чтобы водить экскурсии и изучать рукописи любимого ученика Петра Ильича, сугубо элитарного композитора С.И.Танеева, светлым августовским вечером пришли в усадьбу Демьяново. Среди старых деревьев виднелся закрытый храм. Рядом - уютный двухэтажный домик с занавесками и ярко-красной геранью на окнах – бывшая церковно-приходская школа или учительский дом. С другой стороны светло-зеленое строение с мемориальной доской, на которой словами Карла Маркса поминался владелец усадьбы В.И.Танеев. «А вон библиотека – сказали две женщины, указав на выглядевший прочным и основательным, длинный, светлый в классическом стиле дом с высокими ступенями на торцевой стороне. Большая дверь была закрыта на перекладину с внушительным замком. Сбоку на стене успокаивающая табличка «Охраняется государством». В то время мы еще не думали об оборотной стороне этих слов, не позволявших прикасаться к памятнику никому, кто мог бы остановить его разрушение… Прекрасный парк, солнце, тишина, нарушаемая лишь пением птиц, доброжелательные жители и душа, полная музыки от соприкосновения с казавшейся абсолютно живой ее историей, которая подтверждалась на каждом шагу даже так: аналитическое описание хора Танеева на могиле, доставшееся мне, и могилы Чайковских и Давыдовых у большого дерева на демьяновском погосте, а рядом замшелые могильные холмики Танеевых.
Сто лет пройдет, сто лет – забытая могила,
Вчера зарытая, травою порастет.
После этого, дома, в Минске, как то сама собой сложилась тема дипломной работы, посвященная камерно-инструментальному творчеству Танеева, и через год я снова была в Клину со старыми и новыми друзьями. Однажды вечером, придя в усадьбу, мы оказались в пустом заброшенном храме, уже без окон и дверей, с маленькими деревцами по краю крыши. У старой, строгой, в темно-синих и коричневых тонах фрески «Положение во гроб» стали в кружок и запели:
Иду в неведомый мне путь,
Иду меж страха и надежды.
- начало кантаты Танеева «Иоанн Дамаскин» с поочередными вступлениями всех четырех голосов. Под сводами храма наши полудетские еще голоса прозвучали так, что мы не узнали себя. Храмовая ли акустика, серьезность ли и возвышенность момента сделали их зрелее, сильнее и гибче, чем обычно. Шел 1977 год.
Через некоторое время суждено было стать клинчанкой и в Музее Чайковского каждое лето встречать студентов, приезжающих на практику, вести с ними занятия.
Демьяново было любимым местом прогулок. Не раз собранные по пути полевые цветы ложились на могильные плиты и при этом ребята говорили между собой цитатами из только что прочитанных воспоминаний и писем никуда не ушедшего XIX века.
Каждый вечер дома из окна можно было смотреть, как садится солнце за высоким шпилем с крестом среди больших круглых крон старых деревьев. Однажды у этого окна ко мне подошла моя пятилетняя дочь с листом бумаги и карандашом и сказала: «Подпишись: Общество спасения Демьянова и реку Сестру. 27 числа в 5 утра пойдем драться с бандитами.» По демьяновским тропинкам и берегам Сестры она бегала столько, что за каждое лето стаптывала по три пары сандалек. А свое «заявление» сделала в пору, когда велись широкие дискуссии о строительстве в охранной зоне усадьбы Больничного комплекса.
Это уже события 20-летней давности.
Тогда к нам приходили в музей и участливо спрашивали: «Как ваше здоровье? Ведь правда вам нужна больница?» Но наши попытки говорить о ландшафтотерапии, психогигиене, о том, что сограждан нельзя лишать единственного места отдыха и, наконец, следует с уважением относиться к родной истории, не вызывали сочувствия, а в ответ на прямое возражение главного хранителя прозвучала угроза: «Мы вас лечить не будем!!»
Строительство начали, сократив охранную хону чуть ли не до кладбищенской ограды, а в качестве «косточки», брошенной сотрудникам музея, позволили устраивать общегородские субботники в заросшей борщевиком усадьбе, где трудящихся на них следовало просвещать лекциями об истории Демьянова, что и поручили мне…
Помню две большие стопки толстых общих тетрадей на столе моей доброй соседки, краеведа и позднее директора музея А.П.Гайдара Иды Моисеевны Папуловой, из которых мы выискивали по предложению и составляли из крупиц историю усадьбы. Именно у нее в доме я нарисовала очень общий тогда план с ожерельем естественных и искусственных прудов, тянущихся от южной окраины города через Демьяново к реке, и выписала в столбик имена владельцев и гостей усадьбы. Найденная в библиотеке музея ветхая книжка Андрея Белого «На рубеже двух столетий» показалась островом спасения. К ней прибавились книга Т.П. Пассек «Из дальних лет» и небольшая иллюстрированная монография Л.А.Беспаловой о творчестве А.М Васнецова.
Слушатели на субботниках оказались очень заинтересованными, они задавали много дельных вопросов, выражали свое отношение к происходящему. Милые работящие женщины посетовали вместе со мной, что будут уничтожены обжитые соловьями кустарники на берегу, и стоки от больницы пойдут через город, пояснив: «Мы сами строим эти очистные сооружения и знаем, что они ни от чего не спасут». Тут же рядом был партконтроль в лице популярной общественной деятельницы, в присутствии которой я обмолвилась, что история и культура Демьянова принадлежит всему миру, и в ответ получила начальственный «рявк»: «Так пусть весь мир и восстанавливает!», - и была названа смутьяном. Субботники продолжались, лекции тоже, и меня встречали словами: «А, музейные пришли, сейчас смута начнется».
Потянулось 15-летнее строительство больницы, о котором можно было бы сказать: «Бог не благословил».
А в усадьбу хлынула нечисть. Стали громить памятники, свернули самую большую плиту с могилы В.И.Танеева. В развалинах церкви устроили притон. И Демьяново стали обходить стороной. Лишь сотрудники музея перед праздниками, на которые приезжали потомки Чайковских и Танеевых, приходили делать уборку в музейных некрополях, да храбрые студенты-практиканты стайками появлялись здесь. Помню, как педагог Московского музыкального училища при консерватории Валерия Владимировна Базарнова подняла обломок мраморного надгробья Юрия Львовича Давыдова с остатками надписи и положила в сумку, кто-то из рядом стоящих с иронией посмотрел на нее, но через секунду ученики сделали то же самое.
В год 150-летия Чайковского совхоз «Клинский» наконец отдал усадьбу музею после предварительного поджога старых конюшен. Но кирпич для реставрации кладбищенской ограды растаскивали ночами дачники, и лишь музейный агроном, трудолюбивая и стойкая Елена Борисовна Березовская с помощниками спасала один из красивейших в Подмосковье рукотворных парков, для которого когда-то выписывали семена и саженцы экзотических деревьев, от борщевика, грязи и мерзости запустения.
И вот наступил долгожданный август 1996 года, когда в день Успенья Богородицы в Демьяново пришли священники Олег Денисюк, Евгений Каншин, Алексей Тюков и совершили праздничную службу с крестным ходом. Узнала о ней по возвращении из отпуска.
Помню тихий хрустальный осенний день десятилетней давности. Зеленый пруд с отражающимися деревьями и небом, и кучи мусора и битого кирпича на месте храма, от которого уцелели часть близ алтаря и коробка стен с зияющей дырой вместо крыши. На земляном полу, справа от бывшей солеи, подобие кануна, таз с песком для свечей, большой чугунный крест, и бурные слезы, которые долго не могла остановить, обнимая и гладя на этот крест.
Начались молебны и акафисты у бумажных икон, иногда на открыточках. Немногочисленные прихожане устилали пол картонками и домоткаными дорожками поверх, приносили вышитые полотенчики под иконы. Спасаясь от холодов, соорудили печку, и мой семилетний сын серьезно и ответственно таскал доски и хворост, чтобы топить ее. После службы выходили из храма закопченые. Молитвами прихожан, верой и мастерством о. Олега, когда- то с отличием закончившего МИСИ, руины, выглядевшие разбомбленными, стали постепенно превращаться в храм. Помню, однажды я не успела испугаться, когда батюшка на высоте предполагаемой церковной крыши, как дух, перелетел с одной стены на другую, цепляясь руками за металлическую перекладину – только ноги, висящие из-под рясы, проплыли над головами.
Вскоре соорудили фанерный алтарь, затянули пленкой переход в трапезную часть храма, и в небольшом пространстве начали служить Литургии.
Под пение молитвы «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» в лучах солнца, пробивающегося сквозь летнюю листву, воздвигли большой кружевной крест над храмом.
Подрастающий сын бегал «строить храм» - засыпал керамзит под фундамент и даже выкладывал мраморную ступеньку солеи у пределов Николая Угодника и Дмитрия Ростовского, за что был приглашен встречать пасху 2000-го года и во время крестного хода получил в руки самую старую икону храма, чудом уцелевшую «Всех Скорбящих Радость». В то утро после службы мы с прихожанкой Татьяной, мамой трех сыновей, рядом с которыми она выглядела их старшей сестрой, шли через поле навстречу встающему солнышку и кричали по очереди: «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!», а наши мальчики недоуменно поеживались, глядя на нас: вроде взрослые, а веселятся, как малышня.
В восстановленной, большой, как трехэтажный дом, колокольне разместили и трапезную, и классы воскресной школы для детей и взрослых, и библиотеку. Миниатюрная, в интеллигентских очках, с маленькими ручками и тихим голосом, юрист Тамара Васильевна стала звонарем. Строго соблюдая уставные правила, она по часу звонит перед началом служб. Демьяновские колокола можно услышать и во дворах 5-го микрорайона, и в музее Чайковского, и 3-ем микрорайоне – звон плывет над всем городом, освящая и очищая от духовной грязи клинский воздух.
Прихожане любят по-монастырски долгие и благоговейные службы о. Олега с живыми, горячими, высоко интеллектуальными проповедями, понятными, интересными и полезными всем от мала до велика. Сколько радости было, когда нашего батюшку наконец возвели в сан протоиерея!
В демьяновском храме родилось чудо – святыня этого храма. Издавна подобные святыни возникают как противостояние Духа Божьего и Его благодати пучине греха и безверия. Отреставрированная всеми любимой тетей Валей плащаница стала началом возрождения Монреальского чуда – 15 лет мироточившей Иверской иконы Божьей Матери, которую хранил Иосиф Муньос Кортес. Незадолго до гибели он сказал, что недалеко от Москвы живет женщина, у которой продолжится это чудо. Ныне приложиться к ее иконам, истекающим целебным миром, приезжают священники и верующие из Афона и Америки, из монастырских обителей нашей страны. Мне, музыканту, вспоминаются слова знаменитого музыкального критика, писателя и ученого пушкинской поры В.Ф. Одоевского, ответившего на поругание «Руслана и Людмилы» Глинки: «О, верьте мне! На русской почве вырос роскошный цветок, - он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его, - черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его, он цветок нежный и цветет – лишь один раз в столетие». Этими красивыми и добрыми словами хочется ответить злобствующим завистникам, кричащим, что это чудо «не от Бога», только потому, что оно произошло не у них.
Среди друзей настоятеля и прихожан Демьянова – даровитейший режиссер кинодокументалист В.Е.Рыжко. Его документальные фильмы в высокохудожественной форме рассказывающие о трагической истории наших святынь, возрождении храмов и монастырей собирали огромные аудитории в кинотеатре «Мир», а появление на службах в Пасху и на Всенощной в ночь убиения Святых Царственных Мучеников - всегда радость для всех, кто знает Виктора Егоровича. Дома хранится видеокассета фильма «Русская Голгофа» с дарственной надписью от автора. В душе – слова, когда после намерения снять фильм о Клине и просьбы принести семейные фотографии Виктор Егорович, посмотрев снимки моих родителей и прародителей, вдруг сказал: «Ваша семья достойна отдельного фильма». Дай Бог еще встретиться. А вдруг этот замысел осуществится…
Среди особенностей Демьяновского храма и заслуг настоятеля – непременные службы в ночь на 17 июля. Батюшка всей душой откликнулся на призыв принести всенародное покаяние за убиение Помазанника Божия Царя-мученника, и еще до объявления поминовений в церковных календарях начал служить ночные литургии, во время которых нисходит редкая благодать, подобная Пасхальной и Рождественской. И святые откликнулись. В эту ночь в доме Валентины на мироточащем образе Николая Чудотворца, вырезанном из бумажного календаря, проступают образы всех семерых царственных мучеников, а после праздника икона принимает обычный вид, если можно назвать «обычным» образ, мокрый и блестящий от благоухающего мира…
Возрождается православная жизнь села Стреглово после того, как на Николу Зимнего установили поклонный крест. В морозный день Крестный ход с водосвятием прошел через всю деревню и ни на секунду не останавливалось молебное пение. Только Бог может давать столько сил! Вскоре после этого начались еженедельные литургии, воскрешая времена, когда крестные ходы шли от Стреглова до Демьянова.
Приходская жизнь – это не только строительство, службы, занятия и кружки в Воскресной школе, но и интереснейшие паломнические поездки. Отправляясь поклониться святыням, о.Олег в пути, чередуя молитву с просмотром фильмов об истории обители, которую предстоит посетить, с большой заботливостью настоящего духовного пастыря готовит своих прихожан, и рядом с ним не происходит духовных недоразумений и искушений, крайне болезненных в иных случаях. Любимые места паломничеств – Псково-Печерский монастырь и Оптина Пустынь, дивное Дивеево и Триице-Сергиева Лавра. Настоящими праздниками для всех прихожан были поездки и рассказы с просмотром видео- и фото в Екатеринбург, Иерусалим и города Святой Земли. После посещения Соловецких островов по иному стали восприниматься некоторые имена в истории усадьбы Демьяново, например, Андрея Михайловича Колычева. Такую же фамилию носил знаменитый московский Святой, митрополит Филлип, прекрасно обустроивший жизнь в Соловецком монастыре. За это он был приглашен в Москву Иваном Грозным. Но царю не понравились нелицеприятные предостережения и обличения мудрого Владыки. Сосланный в Тверь, Святой был задушен там Малютой Скуратовым.
У Демьяновского храма и усадьбы много друзей, всегда желанных гостей. Это и любимый всеми батюшка иеросхимонах Селафиил. Своим христоподобным обликом он напоминает знаменитого христианского философа и поэта Владимира Сергеевича Соловьева, в конце 19 века гостившего в Демьяново, и оптинского новомученика святого иеромонаха Василия. В Оптиной Пустыни он встречает нас щедрыми, мудрыми беседами, в которых сплетается духовное наставничество, редкая эрудиция, доброе и изящное чувство юмора. Появляясь в Демьяновском храме, он обязательно выходит на исповедь, и после общения с ним каждый чувствует себя чище и лучше, чем может быть есть на самом деле. «С преподобным преподобным будеши» - по слову Божиему.
Это, конечно же, потомки родных и друзей Танеевых и Чайковских. Невозможно забыть знакомство настоятеля о. Олега и правнука владельца усадьбы Владимира Ивановича Иванова – Дятлова, состоявшееся в один из дней рождения Чайковского

Демяново в опастности
Добавлено demyanovo, 6 Февраль, 2007 - 21:54

К Вам, гражданам Российской Федерации обращаемся мы, Ваши современники с призывом: Усадьба Демьяново в опасности.

Уважаемые сограждане!

Усадьбу Демьяново хотят расчленить на несколько неравных кусков с целью продажи ценнейшей городской мемориально – заповедной территории в частные руки для застройки, по всей видимости, жилыми домами малой этажности, а также развлекательными учреждениями. Нарушаются законы о неприкосновенности подобных земель (охраны) со всеми вытекающими последствиями.
Некоммерческий благотворительный Фонд «АРХИТРИКЛИН» призывает вас сделать все возможное, чтобы замыслы по физическому уничтожению усадьбы не были реализованы.
Следует добавить, что настоящие нарушения законности происходят с молчаливого и безответственного согласия дирекции Государственного Дома – музея П.И. Чайковского в Клину, чьим филиалом и является усадьба Демьяново.
Пожалуйста, пишите письма в поддержку позиции, отстаивающей неприкосновенность земель усадьбы Демьяново в следующие инстанции:
1. 103132 Москва, пл. Старая, дом 4 Президенту Р.Ф. В.В. Путину.
2. 103132 Москва, пл. Старая, дом 6 Губернатору Московской области Б.В. Громову.
3. 141613 Московская область, г. Клин, пр-зд Танеева 15, стр. 8, Президенту НО Благотворительного некоммерческого Фонда «АРХИТРИКЛИН» П.Б. Липатову.
Примерный текст писем и телеграмм:
Требуем вас принять срочные меры по защите, уникального архитектурного, исторического, ландшафтного памятника «Усадьба Демьяново», расположенного по адресу Московская область, г. Клин, пр-зд Танеева 15, от культурной и материальной катастрофы.
Требуем сохранения земель Усадьбы Демьяново, а именно 76 гектар охранной зоны в, том числе 38 гектар, собственно, памятника.
Вы можете направить иной (на ваше усмотрение) текст с требованием взять ситуацию под личный контроль.

Единственное, что может остановить «захватчиков» - это наше организованное сопротивление, наша активность.

Президент НО Благотворительного некоммерческого
Фонда «АРХИТРИКЛИН» П.Б. Липатов

Ученый секретарь Благотворительного некоммерческого Фонда «АРХИТРИКЛИН» Н.Н. Леонов

Опции просмотра комментариев

Выберите удобный вам способ отображения комментариев и нажмите "Сохранить настройки"