Открытое Обращение К Президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву
Добавлено admin, 26 Апрель, 2010 - 21:18

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

18 апреля 2010 года в Международный день памятников и исторических мест (День всемирного наследия) прошла Общероссийская акция в защиту культурного наследия «Памятники России – «Малая земля» отечественной культуры».

Во многих заповедных местах России проведён «воскресник», а также многолюдная акция в защиту музеев-усадеб и усадеб-заповедников, подвергающихся нападкам на свою целостность и сохранность.

В этот день каждый задавал вопрос: достаточно ли надёжно мы храним накопленное нашими предками богатство – национальное достояние – для следующих поколений России? Сколько гибнет в стране прекрасных сооружений прошлого: храмы, бывшие усадьбы дворян с великолепными постройками зачастую известных зодчих и парками, городские старинные дома, связанные с именами лучших людей России. Что мы сделали, чтобы остановить этот бесконечный путь в бездну беспамятства и безродности, и что мы ещё успеем и должны сделать?

Сегодня наибольшую опасность представляет отсутствие юридически оформленных заповедных территорий, входящих в состав музеев-заповедников. В настоящее время только 7 музеев-заповедников федерального ведения имеют территории, границы, режимы их содержания и использования, утвержденные Правительством РФ, и столько же имеют утвержденные зоны охраны. Отсутствие проектов для остальных музеев-заповедников способствует утрате заповедного характера территорий и историко-культурной значимости музейных комплексов.

При этом продолжается изощренный и циничный произвол с целью незаконного захвата больших участков охраняемых земель в музеях-заповедниках: «Архангельское», «Абрамцево», «Константиново», «Ясная Поляна», «Поленово», «Спасское-Лутовиново», «Мураново», «Бородино», «Середниково» и многих других. Это самые «лакомые куски» земельных просторов России: они ухожены, расположены в красивейших природных местах. И претендентам на захват заповедных территорий нет никакого дела, что они связаны с именами великих Пушкина, Толстого, Лермонтова, Тютчева, Тургенева, Есенина. Этим «финансовым мешкам» важно, чтобы здесь «возвеличивались» их современные замки, выстроенные с помощью капитала, зачастую нажитого неправедным путём.

Так 21 января 2010 года, несмотря на общественный протест и широкий резонанс в СМИ Правительством Московской области в отсутствии правомерной процедуры государственной историко-культурной экспертизы было принято Постановление № 24/56 «Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия федерального значения – усадьбы «Мцыри (Спасское) XVII – XVIII вв.» в деревне Середниково Кутузовского сельского поселения Солнечногорского муниципального района Московской области», сократившее в несколько раз существовавшие зоны охраны и фактически легализовавшие многочисленные правонарушения.

Ранее также неправомерно были существенно сокращены зоны охраны нескольких подмосковных усадеб – памятников федерального значения, среди которых «Горки Ленинские».

До настоящего времени мы так и не получили ни от Минкультуры РФ, ни от Росохранкультуры ответа по существу поднятых проблем. По правонарушениям в зонах охраны Усадьбы Середниково не принято достаточных мер противодействия уничтожению и повреждению памятника. И сегодня, вопреки закону и в насмешку над беспомощностью органов охраны памятников, продолжается прокладка электрического кабеля по территории памятника в старинном парке.

Причина этому, кроме безмерной корысти людей во власти, в неэффективности системы государственного управления этой сферой культурного наследия:

• из общего числа в 90 тысяч памятников, 24 тысячи из которых федерального значения, в удовлетворительном состоянии лишь 15% памятников, около двух третей от общего числа памятников нуждается в принятии неотложных мер по их спасению от разрушения, повреждения или уничтожения;
• уже 8 долгих лет продолжается разработка подзаконных актов, но и до настоящего времени Минкультуры РФ не введены в полном объеме акты, регулирующие правоотношения, предусмотренные 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия»;
• многие годы не принимается закон о музеях-заповедниках, федеральные музеи-заповедники неоправданно лишены прав заниматься туристической деятельностью, иметь гостиницы, предприятия питания; эта деятельность прямо соответствует такой установленной 73-ФЗ функции, как популяризация, однако до сих пор Минкультуры РФ не разработано соответствующее положение;
• до сих пор отсутствует положение о государственной историко-культурной экспертизе с необходимыми приложениями, без которой вообще невозможно принятие никаких решений об исключении памятников с учёта, а такие решения продолжают приниматься Правительством РФ;
• объекты культурного наследия неразрывно связаны с земельными участками, в пределах которых они расположены, однако для подавляющего большинства памятников не определены зоны охраны, а это означает, что сопряжённые с памятниками земельные участки могут свободно предоставляться муниципальными властями для индивидуального жилищного строительства, рядом могут прокладываться дороги, строиться газовые магистрали;
• музеи-заповедники фактически лишены права участия в определении характера использования окружающей территории и регулировании землепользования, региональные органы охраны памятников не справляются с огромным объемом проблем государственной охраны территорий, существующие границы зон охраны с каждым годом заметно сокращаются;
• действующее законодательство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество не предусматривает обязанность органа регистрации по внесению в документы на недвижимое имущество ограничений, предусмотренных в отношении памятников и зон их охраны; • в государственном управлении недостаточно реализуется основная функция по сохранению и использованию объектами федерального значения, отсутствует конструктивное взаимодействие в управлении объектами культурного наследия как имущественным комплексом и земельным участком;
• до конца не реализована процедура разграничения прав на памятники федерального значения, предусмотренная поправками к 73-ФЗ в 258-ФЗ;
• принятый 230-ФЗ фактически снизил ответственность субъектов за состояние памятников в регионах, допустив создание не самостоятельных органов исполнительной власти субъектов по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия;
• органы охраны памятников не способны в полной мере предотвращать правонарушения и вести требуемую судебную деятельность;
• правоприменительная практика по государственной охране памятников практически не имеет прецедентов по привлечению к уголовной ответственности за «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры» (Статья 243 УК РФ), «Злоупотребление должностными полномочиями» (Статья 285 УК РФ), «Превышение должностных полномочий» (Статья 286 УК РФ) и т. д.;
• вовлечение объектов культурного наследия в экономический оборот сильно осложнено отсутствием систематизированной и регулярно обновляемой информации о расположенных на территории России памятниках истории и культуры, нет в открытом доступе достоверных данных о количестве, объектном и имущественном составе культурного наследия, а также о его состоянии (физической сохранности), отсутствует государственный реестр памятников;
• памятники не оценены ни с точки зрения стоимости, что крайне важно для участия в государственных программах страхования, ни с точки зрения инвестиционной привлекательности;
• несмотря на отсутствие в необходимом объёме бюджетных средств для сохранения объектов культурного наследия практически не реализуются механизмы государственно-частного партнёрства, концессионных соглашений, доверительного и трастового управления;
• по оценкам экспертов, если бы все средства, получаемые сегодня от использования объектов культурного наследия в России, направлялись на их сохранение, то в течение пяти лет можно было бы привести все российские памятники в приемлемое техническое состояние, но этого не происходит;
• разваливается отечественная реставрационная отрасль, отсутствует координация деятельности предприятий, происходит неоправданная приватизация самых привлекательных производств в ущерб отрасли, во многом утрачены богатейшие архивные материалы, существенно сокращена производственная база, практически отсутствует нормативно-правовое регулирование реставрационной деятельности, положение с подготовкой кадров неудовлетворительное и это все на фоне значительно увеличивающихся объемов реставрационных работ, качество которых постоянно снижается;
• существуют проблемы в общественном восприятии архитектурно-градостроительной деятельности применительно к использованию объектов культурного наследия как доминанты, формирующей целостную среду жизнеустройства в ее материальном и эстетическом измерении, разработка градостроительных планов пока слабо учитывает наличие и фактическое состояние памятников, в этой области не отработаны механизмы согласованных действий федеральных и региональных органов исполнительной власти;
• значительно уменьшилось участие профильных общественных организаций (ВООПИК) в обсуждении и принятии общезначимых решений, недооценивается роль экспертного сообщества прямо определенная 73-ФЗ в части проведения государственной историко-культурной и иных видах экспертиз в обоснование принятия органами исполнительной власти решений в сфере культурного наследия;
• практически разрушена деятельность Федерального научно-методического совета по культурному наследию как высшего научно-консультативного органа, реализующего принципы профессионализма и открытости при принятии важных для общества решений, в том числе при проведении государственной историко-культурной экспертизы;

Таким образом, государственное управление сферой сохранения, использования, популяризации и государственной охраны имеет существенные недостатки и требует серьезной модернизации. Памятники надо защищать не только от действий нарушителей, но чаще от бездействия органов охраны памятников и правоохранительных органов.

О существующих проблемах был серьёзный разговор 25.02.2010 года на слушаниях в Общественной палате РФ, где была обоснована необходимость принятия чрезвычайных мер выхода из ситуации.

Участники акции считают, что сегодня каждый из нас обязан встать на защиту национального достояния страны. Только «всем миром, всем народом» в преддверии 65-летия Великой Победы мы сможем не дать в обиду наши святыни и священные земли.

Учитывая изложенное, просим Вас уважаемый Дмитрий Анатольевич, обратить внимание, что, по мнению участников акции и многих наших коллег, положение российских музеев-заповедников и заповедных территорий стало чрезвычайным, угрожая потерей их историко-культурной ценности. В этой ситуации считаем необходимым предложить Вам принять следующие экстренные меры:

1. Взять под президентский контроль управление сферой недвижимого культурного наследия как особым видом национального достояния, допустить утраты которого нельзя ни при каких обстоятельствах.
2. Объявить мораторий на нецелевое использование земель и любое изменение границ территорий уже существующих, а также подлежащих разработке, зон охраны объектов культурного наследия.
3. Ускорить принятие законов, определяющих статус музея-заповедника и его видов деятельности, включая меры обеспечения сохранности объектов культурного наследия, их территорий и зон охраны.
4. Расширить права общественных организаций в сфере охраны историко-культурного наследия и предоставить им право самостоятельного обращения в суды в случаях нарушения законодательства об охране историко-культурного наследия (по аналогии с законодательством РФ о защите прав потребителей и законодательстве об охране окружающей среды).
5. Поручить Министерству культуры РФ и Росохранкультуре:
• рассмотреть указанные в нашем обращении вопросы на совместном заседании Федерального научно-методического совета при Минкультуры РФ и Центрального совета ВООПИК;
• внести изменения в Положение о государственной историко-культурной экспертизе в части:
— отсутствия неправомерно исключённого принципа гласности её проведения, предусмотренного в статье 29 Федерального закона № 73-ФЗ;
— обеспечения публичного доступа к актам (заключениям) государственной историко-культурной экспертизы, в том числе, посредством их опубликования в сети Интернет;
— исключения в качестве заказчиков проектирования зон охраны собственников или пользователей земельными участками в границах проектирования, и других лиц, осуществляющих строительную либо иную угрожающую сохранности и оказывающую негативное влияние на памятник деятельность;
• ускорить разработку нормативного акта «О порядке организации историко-культурного заповедника федерального значения, его границы и режимы его содержания», а также других предусмотренных 73-ФЗ актов и до сих пор не разработанных;
• рассмотреть вопрос о предоставлении руководителям музеев-заповедников доверенностей на исполнение части полномочий по государственной охране для повышения оперативности и эффективности борьбы с правонарушениями по использованию территорий зон охраны и прилегающих земель;
• предусмотреть в бюджетах на 2011 и последующие годы средства на установление границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и объектов, включенных в Список всемирного наследия;
• предусмотреть в бюджетах на 2011 и последующие годы средства на установление, межевание, осуществление иных землеустроительных работ границ территорий музеев-заповедников и музеев-усадеб как земельных участков, находящихся в федеральной собственности и передаваемых в постоянное (бессрочное) пользование соответствующим учреждениям культуры;
• восстановить в полном объеме деятельность Федерального научно-методического совета по культурному наследию как высшего научно-консультативного органа.
6. Поручить провести расследование обстоятельств неправомерных действий органов власти и принять необходимые меры для предотвращения ущерба национальному достоянию от нарушений режимов использования земель и изменении границ зон охраны ансамблей подмосковных усадеб «Архангельское» и «Середниково».

P.S. «Мы, правители города, решили положить конец бесчинству, благодаря которому обезображивается вид почтенного города и которое давно уже вызывает у нас отвращение. Нам известно, что общественные здания, которые составляют всю красоту города, подвергаются разрушению из-за преступной снисходительности властей. Под тем предлогом, что камень нужен для возведения зданий, древние величественные сооружения подвергаются разрушению, и таким образом уничтожается великое лишь для того, чтобы построить где-то что-то ничтожное…

А между тем то, что составляет блеск города, должно бы оберегаться гражданами с любовью. Поэтому мы устанавливаем как общеобязательный для всех закон, что все те здания, которые были воздвигнуты в древности для общего блага и для украшения города, будут ли то храмы или иные памятники, не должны быть никем разрушаемы, и никто не должен к ним прикасаться. Судья, потворствующий нарушению этого закона, подлежит штрафу в пятьдесят фунтов золота. Если должностные лица согласятся исполнить противозаконный приказ судьи о разрушении здания и не окажут ему сопротивления, то за это они будут подвергнуты наказанию плетью и им будут отрублены руки, так как они вместо того, чтобы оберегать памятники, оскверняют их…” Эдикт Майориана, императора Рима с 457 по 461 год.

Директор Национального лермонтовского центра в Середниково М.Ю.Лермонтов
Директор Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная поляна» В.И.Толстой
Директор государственного музея-заповедника М.А.Шолохова А.М.Шолохов
Директор Государственного музея-усадьбы «Архангельское» В.В.Длугач
Директор Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д.Поленова Н.Н.Грамолина
Директор Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея заповедника А.С.Пушкина «Михайловское» Г.Н.Василевич
Директор Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» Т.М.Мельникова
Директор государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево» Е.К.Воронина
Директор Государственного мемориального и природного музея-заповедника И.С.Тургенева «Спасское-Лутовиново» Н.И.Левин
Председатель Центрального совета ВООПИК, член Общественной палаты РФ Г.И.Маланичева
Президент Российской академии архитектурных и строительных наук А.П.Кудрявцев
Председатель Попечительского совета ВООПИК П.А.Пожигайло
Начальник отдела древнерусской живописи Государственного института искусствознания Л.И.Лифшиц
Президент национального фонда «Возрождение русской усадьбы» В.И.Алявдин