Софрониевский Монастырь
Добавлено admin, 4 Январь, 2008 - 03:34
Основан не позднее чем в XIII веке.
Местоположение Сумская обл., Путивльский район, с.Новая Слобода
Достопримечательности В середине 1999 года на руины разоренной обители возвратились иноки. Первым делом они обустроили несколько келий, затем оборудовали храм для Богослужения в помещении больничной церкви. Расчистили уцелевшие части знаменитых подземных сооружений и приступили к восстановлению пещерной церкви.

Ссылки:


   
Софрониевско-Молчанская Рождества Пресвятой Богородицы печерская
Добавлено admin, 4 Январь, 2008 - 03:39

Перенес сюда комментарий Анчара:

Софрониевский монастырь (Софрониевско-Молчанская Рождества Пресвятой Богородицы печерская пустынь, мужской монастырь в посёлке Новая Слобода)

Когда и кем была основана Молчанская Печерская пустынь? К сожалению, никто не может сегодня дать точный и одно­значный ответ на этот вопрос, назвать конкретные имена и даты. Однако документаль­ные источники, а также легенды и предания по­зволяют нам утверждать, что история этой обите­ли уходит корнями в седую старину — не исключено, что первые иноки поселились здесь уже в XI столетии; во всяком случае, по самым скромным подсчетам это произошло не позднее чем в XIII веке.

Вот что говорится в «Историко-статистическом описании Софрониевой пустыни», составленном в 1837 году:

...Начало свое пустынь возымела вскоре по крещении Руси, при великом князе Владимире Святом. Весьма возможно даже, что основание ей положено кем-либо из прибывших на Русь из Греции с митрополитом Михаилом монахов, ибо по свидетельству Илариона [древнерусский писатель, первый киевский митрополит из русских с 1051 г.], тогда «монастыреве на горах сташа, черноризцы явишася».

Если исходить из этого утверждения, то мона­стырь был основан во времена княжения Влади­мира Святославича (980-1015), с приходом на зем­лю русскую православия.

Представляется заслуживающим доверия пре­дание об основании пустыни монахами Киево-Печерской лавры, покинувшими Киев после ра­зорения его монголо-татарами в 1240 году. Летописец — очевидец тех трагических собы­тий — с горечью восклицает: «И причинился страх и ужас великий, когда не только киевляне бежали из Киева, но и иноки Феодосиева монас­тыря [Киево-Печерской лавры]».

В «Описании Софрониевой пустыни и скита при ней», составленном в 1910 году, очень часто приводятся интересные выдержки из «древних монастырских летописей, хранящихся в монастыр­ской ризнице, писанных уставом». К сожалению, эти документы были безвозвратно утрачены в 20-е годы XX века, в период разгула воинствующего атеизма. А там были зафиксированы любопытные сведения:

Волею Божиею на место сие придоша от киевских пределов два отшельника-монаха и обретша на древнем мондстырищи малу пещеру и обновивши ю, живяху в ней...

Эта информация дает основания предполо­жить, что подвижники христианства появились в «сих краях» еще до разорения Киева кочевниками. Ведь «на древнем монастырищи» лаврские монахи поселились в уже готовой, обустроенной их пред­шественниками монашеской пещере, лишь «обно­вивши ю». Далее летопись продолжает: «Они [мо­нахи] имеша у себя образ Пресвятыя Богородицы и моляхуся ей во дни и нощи...

Как бы там ни было, можно согласиться, что именно иноки Киево-Печерской лавры стали основа­телями Молчанской пустыни. Спасаясь от кочевни­ков, они, вероятно, забрели в эти отдаленные глухие края, поселились в лесных дебрях на естественной возвышенности, которую нарекли потом — за удиви­тельную красоту природы — Чудной горой, у обшир­ного болота, получившего название «Молче» и дав­шего имя будущей Молчанской пустыни.

Сначала иноки вырыли пещеры для уединения и молитв, а потом их последователи стали обуст­раивать печерский монастырь. В «Описании Со-фрониевой пустыни и скита при ней» читаем:

Существование сей обители предание отно­сит ко временам великого князя Литовского Александра-Ольгерда (1345-1377 гг.). В период кня­жения этого Александра здесь был уже благоуст­роенный монастырь, с архимандритом Филаре­том во главе, который «...бил-де челом тому великому князю, а потому-де челобитию велено всем боярам путивльским, дабы давали к оному монастырю, по прежнему, как издавна давали...»

Последняя фраза — «как издавна давали» — указывает на то, что монастырь был основан за­долго до утверждения в наших краях господства Литовского княжества. Скорее всего, это про­изошло во второй половине XIII века стараниями киевских лаврских монахов.

В конце XIV века Молчанская пустынь пришла в упадок. Случилось это, вероятно, вследствие очередного нашествия крымских татар — «нахож­дения варварского и иных разных людей».

Какое-то время, как гласят древние документы, «сие место лежаше впусте»...

Наступил памятный день — 18 сентября 1405 года. Именно с этой даты ведет отсчет история Молчанского Печерского монастыря Рождества Пресвя­той Богородицы. Что же случилось той далекой осенью почти шесть веков назад?

По словам монастырского летописца, произо­шло вот что:

На осень 1405 года, в месяце Сентембрии 18 числа, человек некий Бортник, хождаше в лесе по-над болотом Молчею, осматривая на древах борты [ульи] со пчелами. На горе, зовомой Чудной, идеже живша прежде упомянутии два монаха, внезапну узре свет сияюци на древе. И пришед Ближе, увдя на древе стояцие икону Пречистыя Богородицы с Превечным, на левой руце держимым, Младенцем.

Он же [бортник] поклонися до земли пред святою иконою, и се глас бысть к нему: «Да построится на сем месте церковь Пречистей Богородице!»

Далее описано, как бортник направился в го­род Путивль, где известил духовенство и городс­кие власти, а также поведал простым людям о чу­десном явлении. К указанному им месту тотчас поспешили многие, а там, увидев святую икону чу­дотворную, упали на колени и со слезами радости «...певша молебные пения... и тогда быша чуде­са многи и исцеления болящим...»

В скором времени на месте явления Чудотвор­ной иконы Пречистой Богородицы была срублена небольшая часовня. Сняли святую икону с дерева и поместили ее в этот вновь сооруженный «храм молитвенный».

О чуде, происшедшем на месте древней пусты­ни, было сообщено великому князю московскому Василию Дмитриевичу (1371-1425) и митрополиту всея Руси Киприану.

Путивльские священники и светские власти просили благословения и высочайшего повеления «построить на оном месте церковь во имя Рожде­ства Пресвятыя Богородицы». Повеление велико­го князя и благословение пресвященнейшего мит­рополита были незамедлительно получены, и вскоре на месте явления чудотворной иконы вы­росла деревянная церковь.

Кроме того, в послании из Москвы повелевалось:

На сем пустынном месте построить монастырь ОБщежительный, и игйден бысть с вратиею, и даны выша к сему монастырю от великого князя вотчины и села на пропитание Братии.

Шли годы, десятилетия, века... Свеча право­славной веры то почти угасала, то ярко вспыхива­ла в этих удаленных от мирской суеты, избранных Богом пределах.

Численность братии в обители умножалась. Ас­кетический образ жизни иноков, неуклонно следу­ющих принципу «уничижение плоти — возвышает дух», привлекал сюда стремящихся к уединению мо­нахов-схимников, которые заселяли все новые и но­вые пещеры. Молчанская пустынь продолжала обу­страиваться. Она обзавелась пригодной для возделывания землей, угодьями для рыбной ловли. Возводились надворные постройки.

В прихожанах недостатка не было. Уже в те далекие времена — в ХV-ХVI веках — Молчан­ская Печерская пустынь имела многочисленных почитателей и паломников.

У даленная от крупных населенных пунктов Молчанская пустынь часто подвергалась разграблению и разорению «пришлыми разбойными крымскими людьми». В путивльских писцовых книгах под 1591 годом встречается интересное свидетельство, которое приводит в своей книге «Путивльский Молченский Печерский монастырь» (1884 г.) историк-исследо­ватель П.Преображенский: «В Путивльском уезде от города 20 верст монастырь Молченский (ныне Софрониева пустынь Курской губернии) Рожде­ства Пресвятыя Богородицы, да також монастырь на посаде в остроге (в крепости) теплый храм Со­фии Премудрости Божей да собор Пресвятыя Богородицы»... Это был двухъярусный храм, на первом этаже которого располагался главный со­борный престол Рождества Пресвятой Богороди­цы Печерской.

Итак, в конце XVI века в каменной крепости го­рода Путивля был сооружен храм, который при­надлежал Молчанской пустыни и являлся ее город­ским подворьем «по примеру знатнейших русских обителей, имевших в Москве и других больших го­родах свои часовни и храмы для приезда настояте­лей и монастырских людей».

Правильность такого заключения подтвержда­ет факт, что в том же 1591 году игумен Молчанс­кой пустыни Пафнутий приобрел в Путивле «осад­ный двор», на котором построил церковь Флора и Лавра.

В 1602 году игумен городского подворья Илья сообщал в Москву, что «строится де в Путивле Го­сударева Богомолья Рождества Пречистой Бо­городицы общежительный монастырь вновь...» (здесь «вновь» означает, что речь идет о новом монастыре).

И вскоре городское монастырское подворье стало самостоятельным Путивльским монастырем, который присвоил себе даже полное название древней пустыни — Молчанский Печерский Рожде­ства Пресвятой Богородицы...

Получилось так в силу определенных обстоя­тельств.

Известно, что в 1592 году крымские татары, как пишет П.Преображенский, «во время опусто­шительного набега своего на пределы Рязанские, Каширские и Тульские разорили отчасти лежа­щий по дороге город Путивль, а особенно окре­стности, и в том числе древнюю Молчанскую пу­стынь. Не успев оправиться как следует от татарского погрома, Молчанская пустынь в 1605 году, при появлении первого самозванца [Лжедмитрия I] в пределах Путивльских с польскою шляхтою, снова была разграблена и опустошена поляками...»

В этом же 1605 году скончался первый настоя­тель Путивльского подворья Илья. И вполне зако­номерно, что игумен Пафнутий из разоренной древней Молчанской пустыни (где, как свидетель­ствует грамота царя Федора Ивановича от 23 мар­та 1593 года, после татарского набега оставалось всего полтора десятка человек) со своей немного­численной братией переселился в Путивльскую каменную крепость.

Невзирая на «смуту», которая захлестнула тогда Русь, в Путивльском монастырском подворье, за городской крепостной стеной, было сравнительно безопасно.

Все иконы, церковная утварь Молчанской пу­стыни были переправлены в городской Путивльский монастырь. В книге П.Преображенского со­общается:

Самое место, на котором стояла некогда пу­стынь, и все угодья, которыми она владела, при­писаны были теперь к Путивльскому монасты­рю. В то время Молчанская пустынь владела следующими угодьями: двумя селищами Линовс-ким и Климовским, с прилегающими к ним леса­ми в длину на 6, а в ширину на 4 и 3 версты, на Беликовском колодце принадлежала ей слобода, кроме того, пустынь имела свои рыбные ловли. Но самым главным сокровищем из перенесенных игуменом Пафнутием в Путивлъский монас­тырь была святая икона Молчанской Богороди­цы, явившаяся в 1405 году на болоте Молче вбли­зи упраздненной пустыни...

Итак, в 1605 году древняя Молчанская пустынь была фактически упразднена. Ее городское подво­рье обрело статус самостоятельного Путивльского монастыря, который стал называться Большим Молчанским. «И слыл еще монастырем „Белыя Бо­городицы", — сообщает древняя монастырская ле­топись, — от каменной церкви, выбеленной изве­стью, построенной, по преданию, расстригою, который назвался царевичем Димитрием. Другие, впрочем, утверждают, что церковь эту построил некий грек Илия».

Именно игумен Илья стоял у истоков созда­ния городского подворья Молчанской Печерской пустыни, а потом и самостоятельного Путивль­ского Молчанского монастыря. Грамота Москов­ского патриарха Иова от 5 сентября 1597 года свидетельствует:

Иаз Иов патриарх царствующего города Москвы и всея России, игумена Илью с братею... пожаловал: дани своея церковные и казенных пошлин иметь не велел, для того, что тот монастырь стал вновь...

Достаток шел об руку с милосердием. Во время пер­вой мировой войны — начи­ная с 1915 года — при мона­стыре работала бесплатная столовая, где паломникам, беженцам и просто бедным обездоленным людям выда­валась пища; был открыт сиротский приют для детей погибших военнослужащих.

Веками бережно собира­ли обитатели пустыни сокровища материальной и духовной культуры. Как уже упоминалось, в монастырской библиотеке хранились ценнейшие книги, в том числе первопе­чатные, — среди них, в частности, «Библия» 1581 года, «Катехизис» 1591 года, «Требник» 1606 года, «Евангелия» 1689 и 1698 годов издания.

Многие предметы церковного обихода пред­ставляли собой произведения ювелирного мастерства, имеющие помимо материальной высокую ис­торическую и культурную ценность.

Некоторое представление о том, чем именно обладал Софрониевский монастырь в канун октяб­ря 1917 года, может дать фрагмент перечня, взя­тый из официального документа тех времен:

...Крест серебряный позлащенный, вокруг распятия унизан жемчугом.

Блюдо серебряное с вызолоченными по кра­ям травами, посредине резное изображение Спасителя — подарок Великой Государыни, Бла­говерной царевны и Великой княгини Анны Ивановны.

Опции просмотра комментариев

Выберите удобный вам способ отображения комментариев и нажмите "Сохранить настройки"