"Как и другие исследователи, мы обратили внимание на одну особенность древнегреческих статуй: их не тронуло время, и они выглядят так, будто только что вышли из мастерской скульптора. Более того, эта особенность служит определенным индикатором: находя при раскопках статую или ее фрагмент, археологи и искусствоведы прежде всего смотрят на сохранность поверхности. Если мрамор светлый, блестящий, а его поверхность не имеет следов эрозии, значит, это подлинное произведение мастеров Древней Греции. Если же мрамор грязный, поверхность изъедена — это поздняя римская копия. Причину такого разительного контраста долгое время никто объяснить не мог. А заключалась она, как доказал В. В. Хвостенко, в ганозисе — защитном энкаустическом лаке, широко применявшемся античными мастерами, тогда как в Древнем Риме этот секрет был утрачен."
http://www.vokrugsveta.ru/publishin...s/?item_id=4193
По ТВ лет 20 назад была большая передача об этом.
Последний раз показывали жену Хвостенко, которая
пытается внедрять это покрытие в Греции.
Как жаль, что наши верха не внедрили это изобретение!
Скульптуры Летнего сада очень убого выглядят из-за
плохой сохранности, а это покрытие их законсервировало бы
на 700-800лет.